В течение последнего года стало понятно, как много преимуществ дает возможность работы через интернет. Скорее всего, многие из вас уже задумывались о диджитал-профессии или о профессии интернет-маркетолога в частности. Но не все решаются осваивать новое, так как не до конца уверены, подойдет ли им новая должность. А деньги, время и силы тратить впустую никому не хочется.
Для того чтобы помочь вам определиться с профессией, в рамках подкаста Интернет-маркетинг SDK я провёл интервью с представителями малого и среднего бизнеса, которые регулярно нанимают интернет-маркетологов. Среди них были учредители и основатели компаний, директора по маркетингу, управляющие.
Так что же ждут работодатели от начинающего интернет-маркетолога? Какими обязательными навыками он должен обладать?
А вот что отвечает на этот же вопрос Екатерина Макарова, основатель PR-агентства «Игра слов». Ей «не нравится, когда не обещают результат, когда не знают, как его посчитать… Если человек ничего вообще не обещает, не может подсчитать цифры и сказать — это работает, а это нет — это странно». Профессиональный маркетолог «смотрит на цифры, может сказать стоимость, это дорого или нормально. Может сказать стоимость лида, показывает мне отчеты и говорит, что исправить на сайте, то есть проявляет инициативу и говорит, что сделать, что улучшить, тогда это интересно». Он «не ломает, то что есть, а работает с моим личным брендом».
Роман Епишин, директор по маркетингу облачного игрового сервиса «PlayKey», в первую очередь смотрит на Soft skills: «на самоорганизацию, умение построить собственный день, спланировать свое время, на умение формулировать задачи для самого себя. А главное, на умение ставить критерии для оценки этих задач. Почему так? Потому что мне крайне приятно и хочется работать с максимально самостоятельными людьми в команде». При этом, интернет-маркетолог должен понимать свои задачи с точки зрения результата, то есть тех KPI, которые он достигнет, а также понимать, зачем ему нужен этот результат. Если говорить о hard skills, то исходя из того, что интернет-маркетолог сам понимает, какие задачи ему нужно решить, он, соответственно, уже самостоятельно ищет инструменты для решения этих задач. То есть, hard skills — это то, чему можно научиться в процессе, если человек понимает, как это делать.
Николай Смирнов, программный директор направления маркетинг в «Skillbox», считает ключевым навыком интернет-маркетолога умение думать. «Я проверяю, насколько человек гибок в своем мышлении, насколько хорошо работает его фантазия… Мне же нужен маркетолог, который возьмет на себя часть задач, найдет сам решение по выполнению данных задач. Он должен сам креативить и придумывать». Также необходимо понимание своей области, умение считать и оценивать свою работу. «Мне нужно понимание того, как человек будет считать свою эффективность». Что касается hard skills — то здесь необходима практика запуска реальных кампаний.
Для Егора Липовецкого, сооснователя компании SaltLight, «важно, чтобы интернет-маркетолог разрабатывал общую концепцию, куда мы движемся, и как наша компания будет выглядеть завтра». Важно умение разрабатывать стратегию продвижения компании и четко понимать, где найти точку роста. Понимание, какой именно инструмент сработает и выведет компанию на новый уровень. «Мне подходит тот человек, который классно помогает реализовать мои фантазии. Я говорю: нам нужно прийти туда и т.д. И он говорит: отлично, для того, чтобы прийти туда, нам нужно немного поменять позиционирование, можно сделать так-то… Потому что смысл квантового скачка и роста в компании, это не пошаговые какие-то вещи, а в какой-то определенный момент найти, где нефть… Потому что все компании, которые хорошо, быстро взлетают, они просто находят свой рычажок». То есть маркетолог должен быть стратегом и визионером.
Подробно и довольно интересно ответ на этот вопрос дала Елена Иванова, вице-президент по маркетингу сервиса Сбермаркет. Она отметила три основных качества талантливого интернет-маркетолога. Во-первых, «он должен уметь встать на позицию начинающего. Это означает, что «я знаю, что я ничего не знаю». Полностью обнулиться и построить свои знания с нуля. Это означает смотреть на конкурентов, смотреть на рынок, быть open-minded, не быть закрытым, не быть высокомерным специалистом, который говорит: я так сказал, потому что я так уже делал. Потому что сейчас рынок не стоит на месте. Второе — это безумно быстрая адаптивность к изменениям». Прошедший год как нельзя лучше показал, что это одно из важнейших качеств выживаемости компании. Нужно уметь переориентироваться в моменте. И третий критерий — «очень важно сохранять позитивный настрой и смотреть на решение, а не на проблему». Важна «ориентированная на конкретные действия позиция». Как вы могли заметить, для нее основными являются именно soft skills. Так что если человек открыт новому и готов развиваться, то в Сбермаркете готовы научить его работать с рекламными инструментами.
Анастасия Хавалкина, эксперт по сторис-маркетингу, отметила, что отбирает себе в команду людей, исходя из soft skills. У нее есть два ключевых правила: «первое — человек понимает разницу между делать и сделать… А второе — это то, что он не боится экспериментировать с новыми форматами». Это понятное и актуальное требование, исходя из того, что соцсети и сторис быстро меняются, там часто появляются какие-то новые функции. Поэтому интернет-маркетолог «должен держать руку на пульсе, должен быть постоянно в теме. Понимать тренды еще до того, как они начались».
Если делать выводы из всего вышеперечисленного, то я отметил, что очень многие так или иначе говорили про умение работать с цифрами и данными, а также про умение интерпретировать их. По большому счету, все это сводится к знанию Excel или Google таблиц. Для того, чтобы принимать решения, нужно уметь считать. Насколько я вижу, большинство работодателей ставят знание Excel выше знания рекламных инструментов.
Что касается soft skills, то в том или ином виде, называлось такое качество, как проактивность, открытость к изменениям и желание что-то делать. С одной стороны, это очевидная вещь для интернет-маркетолога, а с другой — стоит задуматься, действительно ли это про вас? Насколько сильно вы погружаетесь в задачу?
На выходе мы получаем простую формулу: для того, чтобы стать успешным интернет-маркетологом в 2021 году, нужно уметь считать и уметь работать. Инструменты освоить можно, но прежде всего, у вас должно быть желание проанализировать результаты продвижения и принять решение на основе этих результатов.